Выражаем благодарность российскому представительству компании Kluber Lubrication (Германия) за оказанную помощь.
Статья написана исключительно для ознакомления интернет-пользователей с основами выбора смазочного материала и методами его защиты в подшипниковом узле. Будет полезна конструкторам и механикам, а также студентам ВТУЗов.
Мы не несет ответственности за непосредственный, опосредственный или непреднамеренный ущерб, нанесенный в результате использования информации представленной в данной статье. Постоянный адрес статьи: www.snr.com.ru/e/lubrications_1_1.htm При любом использовании данного материала ссылка на него обязательна!
Вы также можете принять участие
в написание статьи, оставив свои дополнения,
замечания и комментарии на электронном адресе:
http://ilchenko-andrew.livejournal.com/878.html Указание имени автора того или иного изменения гарантируется! Содержание 1. Необходимость в смазке подшипников 2. Выбор метода смазывания подшипников 3. Смазывание пластичной смазкой 4. Смазывание маслом 5. Защита подшипниковых узлов от загрязнения и вытекания смазочного материала 6. Твердые смазочные материалы и покрытия элементов трения 7. Справочные материалы Список источников 1. Необходимость в смазке подшипников Одним из важнейших условий работы подшипника является правильная его смазка. Недостаточное количество смазочного материала или неправильно выбранный смазочный материал неизбежно приводит к преждевременному износу подшипника и сокращению срока его службы. а) б) в) г) д) а - поверхностное выкрашивание (сфероконические ролики), б - поверхностное выкрашивание (тела качения и внутренне кольцо конического подшипника), в - царапины на торцевых поверхностях роликов конических подшипников, г - задиры на дорожке качения внутреннего кольца конического подшипника, д - поломка сепаратора Рисунок 1.1 - Повреждения подшипников качения, вызванные плохим смазыванием Смазка определяет долговечность подшипника не в меньшей мере, чем материал его деталей. Особенно возросла роль смазки с повышением напряженности работы узлов трения: с повышением частот вращения, нагрузок и в первую очередь температуры (наиболее значительного фактора, обусловливающего долговечность смазочного материала в подшипнике). Смазочный материал в подшипниковых узлах выполняет следующие основные функции: образует между рабочими поверхностями необходимую упругогидродинамическую масляную пленку, которая одновременно смягчает удары тел качения о кольца и сепаратор, увеличивая этим долговечность подшипника и снижая шум при его работе; уменьшает трение скольжения между поверхностями качения, возникающее вследствие их упругой деформации под действием нагрузки при работе подшипника; уменьшает трение скольжения, возникающее между телами качения, сепаратором и кольцами; служит в качестве охлаждающей среды; способствует равномерному распределению тепла, образующегося при работе подшипника, по всему подшипнику и предотвращает этим развитие высокой температуры внутри подшипника; защищает подшипник от коррозии; препятствует проникновению в подшипник загрязнений из окружающей среды.
2. Выбор метода смазывания подшипников Смазывание подшипников качения в основном выполняется с помощью пластичных смазочных материалов (пластичными смазками) и жидких масел. В некоторых случаях (сверхвысокие или сверхнизкие температуры, работа в особых средах и т.д. и т.п.) используются твердые смазочные материалы и специальные покрытия элементов трения. Главными критериями выбора вида смазочного материала являются рабочие условия подшипников качения, а именно: Другими критериями выбора могут быть: Жидкие масла являются, несомненно, наиболее предпочтительными для смазывания подшипников. Во всех случаях, где это возможно, следует применять именно их. Существенным преимуществом жидких масел по сравнению с пластичной смазкой является улучшенный отвод тепла и частиц изношенного материала от узлов трения, а также отличная проникающая способность и отличное смазывание. Однако по сравнению с пластичной смазкой недостатками жидких масел являются конструкционные расходы, необходимые для того, чтобы удержать их в подшипниковом узле, а также опасность их утечки. Поэтому на практике по возможности стараются применять пластичные смазочные материалы. Основное преимущество пластичной смазки перед жидким маслом заключается в том, что она более длительное время работает в узлах трения и снижает, таким образом, конструкционные расходы. Более 90% всех подшипников качения смазываются именно пластичной смазкой. Таблица 2.1 - Выбор метода смазывания подшипников Параметр | Смазывание консистентной пластичной смазкой | Смазывание маслом | Легкость обращения | ++* | o | Надежное смазывание | + | ++ | Отвод тепла от подшипника | x | + (при циркуляции) | Применение несложных уплотнений | + | o | Потеря мощности | + | + | Утечка в окружающую среду | + | o | Высокие скорости вращения | x | + |
Примечание: * ++ - отлично, + - хорошо, o - удовлетворительно, x - плохо. <<Наверх Продолжение на следующей странице>> |